1. Предмет, задачи, структура клинической психологии. Определение основных понятий курса – клиническая психология, медицинская психология, патопсихология, психопатология. Дифференциальная диагностика в психиатрии. Становление клинической патопсихологии в России и за рубежом. Становление экспериментальной психологии В. Вундта (конец XIX века), проведение первых психологических экспериментов в психиатрической клинике Крепелина. Зарождение патопсихологических лабораторий в России.
2. Критерии психического здоровья (по ВОЗ). Степени психического здоровья по С.Б. Семичеву: идеальное здоровье, среднестатистическое здоровье, конституциональное здоровье, акцентуация, предболезнь. Определение болезни. Проблемы определения нормы и патологии психической деятельности. Основные психологические критерии психического отклонения: неадекватность, снижение или отсутствие критики, непродуктивность деятельности.
3. Практические задачи и методы патопсихологии. Организационные основы работы патопсихологов в психиатрии. Два основных типа практических задач: психодиагностические и психокоррекционные. Варианты психодиагностических задач, решаемых практической патопсихологией: а) участие в установлении диагноза заболевания; б) описание структуры нарушений психической деятельности, качества и степени ее снижения; в) участие в решении вопросов экспертизы; г) оценка динамики психического состояния больных в процессе лечения (фармакотерапии, психотерапии и т.д.); д) оценка эффективности терапии и качества ремиссии.
4. Принципы построения патопсихологического исследования. Психологический диагноз и прогноз. Типы диагностических задач. Методы патопсихологического исследования. Патопсихологический эксперимент. Беседа. Тесты. Опросники. Проективные методики. Общение патопсихолога с пациентом во время исследования.
Практическое занятие «Методы диагностики в клинической психологии».
5. Патология ощущения: психическая гипестезия и анестезия, сенестопатии. Патология представлений: истинные и псевдогаллюцинации. Клиническая и психологическая феноменология нарушений восприятия при психических заболеваниях: принципы выделения и квалификации. Агнозии и псевдоагнозии при деменциях, их отличие от агнозий при локальных поражениях мозга. Нарушение смыслового аспекта восприятия при сохранности восприятия цвета, формы предметов, лиц и т.п. Исследование категориальной структуры восприятия при агнозиях в работах Г.В. Биренбаум и Б.В. Зейгарник. Психологические механизмы возникновения агнозий при деменциях: инактивность восприятия, нарушение целенаправленности и подконтрольности перцептивной системы.
6. Речевые нарушения: эхолалия, мутизм, вербигерация, неологизмы, криптолалия, алалия, афазия, олигофазия. Нарушение грамматического строя речи: бессвязность. Методы исследования речи. Методы психологической диагностики нарушений экспрессивной, импрессивной и внутренней речи.
7. Клиническая и психологическая феноменология нарушений мышления. Отличия патопсихологической квалификации нарушений мышления от психиатрической. Проблема классификации нарушений мышления. Классификация нарушений мышления, созданная Б.В. Зейгарник, как важный этап в разработке проблемы патологии мышления. Психологические основы классификации Б.В. Зейгарник. Психологическая характеристика основных видов и вариантов нарушений мышления по Б.В. Зейгарник: нарушения мыслительных операций (снижение их уровня и искажение); нарушения динамики мышления (инертность и лабильность); нарушения мотивационного (личностного) аспекта мышления (некритичность, разноплановость, резонерство).
8. Нарушения эмоционально-личностной сферы. Проблема соотношения клинической и психологической феноменологии эмоционально-личностных расстройств при психических заболеваниях. Патопсихологический подход к изучению эмоционально-личностных нарушений: методологические предпосылки и основные принципы анализа. Патопсихологические проявления нарушений эмоциональной сферы, возможность их экспериментального моделирования. Современные экспериментальные факты и их интерпретация.
9. Нарушения сознания и самосознания. Понятие сознания в философии, психологии и психиатрии. Понятие «ясного» и «помраченного» сознания. «Измененные» состояния сознания. Психологическая характеристика отдельных видов нарушений сознания. Дискуссионные проблемы и перспективы изучения нарушений сознания. Проблема бессознательного в патопсихологии. Навязчивые влечения и компульсии.
10. Расстройства сна. Психофизиология сна. Функции и структура сна. Классификация нарушений сна, инсомнии. Дифференциальная диагностика нарушений сна. Инсомнии в структуре патопсихологических симптомов. Коррекция нарушений сна: методы релаксации, контроль стимулов, парадоксальная интенция. Программа терапии расстройств сна по Хохенбергеру и Шиндлеру.
11. Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти, основные критерии их дифференциации. Разные по тяжести нарушения непосредственной памяти, их связь с общей клинической картиной нарушений психической деятельности, характерной для разных заболеваний. Корсаковский синдром: грубые нарушения памяти на текущие события, их место в общей структуре синдрома. Конфабуляции и контаминации: генезис и функциональная роль. Психологические механизмы нарушений непосредственной памяти: результаты исследований и проблемы. Прогрессирующая амнезия при деменциях как тяжелая форма нарушений памяти. Место прогрессирующей амнезии в общей картине распада психической деятельности.
12. Органические расстройства разной этиологии. Основные клинические синдромы, наблюдающиеся при расстройствах разной органической этиологии. Амнестический синдром: варианты, механизмы, экспериментальные данные. Астенический, психоорганический, «лобный» синдромы. Общая характеристика диффузных поражений головного мозга.
13. История понятия невроз, донозологический, нозологический, постнозологический этапы. Основные виды неврозов. Концепции и идеи, описывающие специфику нарушений психической деятельности при неврозах. Понятие психоневроза в психоанализе: модель аффективной травмы, топологическая, структурная модель – основные понятия и движущие силы невроза. Ревизия понятия невроза в неопсихоанализе, экзистенциальногуманистических концепциях – новые объяснительные принципы. Отечественные концепции: понятие «экспериментального невроза» и типов ВНД по Павлову, представления Мясищева.
14. История понятия психопатия, варианты понимания, основные области проявления, практические проблемы. Критерии различия нормы и патологии характера. Ядерные и краевые психопатии. Примеры классификаций расстройств личности, краткая характеристика основных типов. Основные подходы к объяснению психопатий: идея органической неполноценности, конституциональный подход, дизонтогенетические модели в отечественной и зарубежной психологии. Современные концепции.
15. История изучения шизофрении в России и за рубежом. Анализ психиатрических воззрений на природу шизофрении. Формы шизофрении: содержательная, динамическая, возрастная классификации шизофрении. Нарушения психической деятельности при шизофрении. Феномены аутизма, уплощения и искажения мотивационной сферы, эмоционального уплощения и неадекватности. Проблемы происхождения шизофрении и основного дефекта. Концепция аутистического мышления Е. Блейлера, функциональный подход, концепция редукции энергетического потенциала, феномен сверхвключаемости при шизофрении. Гипотезы происхождения шизофрении. Биологические, социальные, полифакторные концепции. Гипотезы отечественных авторов (Б.В. Зейгарник, Ю.Ф. Полякова) на природу шизофрении.
16. Патопсихологические исследования детей и подростков. Общие возрастные закономерности психических заболеваний у детей и подростков. Основные направления патопсихологического изучения детей и подростков. Оценка микросоциального фактора и его влияние на психическое развитие ребенка. Шизофрения в подростковом возрасте. Патопсихологическое изучение школьников, больных эпилепсией. Патопсихологическое изучение школьников с травматическими поражениями центральной нервной системы.
17. Нейрохимические системы мозга. Основные нейромедиаторные системы головного мозга. Методы лечения психически больных. Антидепрессанты: классификации, механизмы действия, показания к применению. Алгоритм назначения антидепрессантов в реальной клинической практике. Антипсихотические препараты.
Психологические аспекты лекарственной терапии (плацебо-, мильо-, ноцебоэффекты). Побочные действия и осложнения, возникающие во время психофармакотерапии.
18. Этические вопросы в деятельности клинического психолога. Основные этические модели, действующие в медицине: модель Гиппократа («не навреди»); модель Парацельса («твори добро»); деонтологическая модель («соблюдай долг»); биоэтика («уважай права и достоинство личности»). Проблема универсальной или специфичной (врачебная, психологическая, профессиональная и т.д.) этики. Законы, этические кодексы, этические рекомендации в работе клинического психолога. Представления об этических нормах в разных направлениях психологии. Решения в сложных этических ситуациях (конфликт интересов, конфликт этических принципов).